Размышления о роли тренера в отношениях с учеником

Открытый ринг в Школе бокса Александра Морозова

Отношения наставника и воспитанника в боксе, как впрочем, и в других видах единоборств — тема, о которой можно говорить и писать много. Но, пожалуй, основное — это спортивный рост твоего ученика, его восхождение на боксерский Олимп.

Почти как отец

Непередаваемы ощущения, когда выводишь своего ученика на ринг. Когда он достигает результатов — становится разрядником, мастером спорта.

Приятно уходить с соревнований с чувством проделанной работы.

Тренер почти как отец для боксера. Особенно в период соревнований. Именно тренер контролирует режим воспитанника, распорядок его дня, рацион питания и даже следит за режимом сна и отдыха.

У тренера складывается психологический портрет воспитанника, представление о его характере. Тренер знает, что ему надо сказать в перерыве соревнований: кого-то надо успокоить и сказать — все хорошо, все идет по плану; кого-то — наоборот накрутить и сказать, что надо бить, а не быть размазней. Может быть, даже использовать ненормативную лексику, но сильно увлекаться ей нельзя, поскольку ученик быстро привыкает к такому общению. А это не есть хорошо, ведь спорт — это, прежде всего, культура. И тренер, который разговаривает исключительно матом, конечно же, роняет свой авторитет.

Борьба тренеров и школ бокса

Сам поединок боксеров, если на него посмотреть, под особым углом — это бой между обоими тренерами, секциями, клубами, школами бокса, регионами, странами. Это противостояние, развивающее бокс, совершенствующее бокс как вида спорта.

Конечно же, в боксе не может быть и речи о какой-то унификации. Каждый боец индивидуален и задача тренера его индивидуальные способности. Не навязывать ученикам определенную технику, а выявлять и развивать задатки.

Ринг — это не демонстрация наработанных приемов, но осмысленное ведение боя. Боксер должен, прежде всего, уметь думать во время поединка и это тоже задача тренера.

Роль Наставника, Учителя во всех этих вопросах безмерно высока. Тренер должен дозировать жесткость боя. И с помощью определенной работы выводить учеников на пик жесткости. Именно в этом скрыт секрет нокаутирующего удара. Это во многом умение разделять силу и мощь.

Со временем у ученика вырабатывается свой стиль. Но именно тренер закладывает основы «школы бокса». А также основы уверенности в себе. Все получится! Пусть даже на это уйдет много времени. Не смотрите на календарь. Надо жить сегодняшними тренировками и боями и анализировать их для дальнейшего роста. Так тренер должен настраивать ученика. И тогда воспитанник полностью поглощенный магией боя, с удивлением замечает, что время раунда истекло…

Оправдать доверие

Ученик по мере «вхождения» в бокс начинает полностью доверять своему наставнику, обсуждать с ним проблемы не только спортивного, но и личного плана. В независимости от методик подготовки спортсмена, тренер должен донести одну важную истину: нельзя смешивать жизнь и ринг. Ни в коем случае не пускать в ход кулаки при решении своих проблем, какими бы они ни были. Важно превосходить не физической силой, но умом и силой распоряжаться также с умом. И не только в жизни, но и на ринге нужны хладнокровие и выдержка. Это и есть истинная сила духа. Предельная концентрация, когда ничего постороннего не может отвлечь спортсмена от его дела, на пути к самосовершенствованию физически и духовно. Именно такая сила духа позволяет достойно проходить и преодолевать временные неудачи и промахи. А задача тренера здесь честно и открыто указать на недостатки и слабые места. Ученик при правильном подходе спокойно воспримет урок и будет точно знать, почему он сегодня потерпел неудачу. Почему он сегодня не первый. Здесь, как и в военном деле — поражение в битве не означает проигрыш войны. И за условным «сорок первым годом», грядет победный «сорок пятый». Но, естественно, для этого нужно работать на износ. Изнурять себя на тренировках, спаррингах, соревнованиях и сборах.

Соревнования заканчиваются, проходят сборы. Продолжаются тренировки. Все это укрепляет отношения, завязавшиеся, может быть, еще на первых тренировках, а может быть, когда вплотную шла подготовка к выступлению на ринге. Заканчиваются сборы, проходят соревнования, но ваши отношения уже сформировались. И это доверие остается. Продолжаются тренировки, потом опять сборы и соревнования — отношения развиваются. Развиваются они на почве приверженности общему делу и принадлежности к боксерскому братству, ведь когда ученик достигает определенных высот, он и наставник становятся коллегами.

Мы с радостью, испытывая самые положительные эмоции, занимаемся любимым делом. Но есть в этом деле место и боли, и поражениям, и разочарованиям. Но это наш общий мир, и он нас сделал — сформировал характеры и мировоззрения как на ринге, так во многом и в жизни. Многим, очень многим бокс помог состояться не только в спорте, но и в жизни, например, в бизнесе. И соревнования это всегда экзамен — не только в боксе, но и в становлении человека. Но соревнования для нас это всегда еще и праздник. Праздник, на котором мы стремимся порадовать зрителей, своих родных и близких, пришедших за нас болеть, своим мастерством, а если повезет — то и победой.

Тренерский состав Школы бокса Александра Морозова