На ринге как на сцене

На ринге как на сцене

Наверное, в детстве у каждого был подобный случай. Ты впервые выходишь на «сцену» на детском утреннике в садике, начальной школе и напрочь забываешь стишок, который должен рассказать или сценку, которую должен показать. Хотя, вроде бы, выучил все назубок.

Волнение…зрители… Ты в полной прострации. И это свойственно не только детям, но и взрослым. И даже представителям такого сурового вида спорта как бокс.

Раз пятнадцать он краснел…

Очень часто бывает так: боксер-новичок, показывающий превосходные результаты в зале, выйдя на ринг, словно забывает все, чему его учили и чему он научился. Он «плавает», как неуверенный в себе студент «ботаник» на экзамене, хотя вроде бы готовился к нему отнюдь не в ночь накануне испытаний.

Тренер в перерыве между раундами указывает своему ученику на ошибки, говорит как надо, а тот «не слышит» и продолжает «тонуть».

А бывает наоборот: спортсмен, который в зале на тренировочных боях показывал себя ни шатко, ни валко на ринге «раскрывается».

В чем же дело?

А дело в том, что на ринге сознание работает по-другому. И тип мышления на ринге совсем иной. Думать и знать — это одно, а говорить и делать — совсем другое. То есть в зале боксер слушает тренера и думает, действует так, как научили. Но на ринге ситуация непредсказуема, ты не знаешь, кто твой противник, каков его уровень, какова школа. И поэтому часто теряешься. Плюс эффект «артиста», когда собралась публика и на тебя смотрят многие сотни глаз. И ты теряешься. Есть еще и такое понятие, как «боязнь аудитории». Свойственно начинающим лекторам, преподавателям.

Когда вчерашний аспирант выходит читать лекцию перед аудиторией в сто человек! И это могут быть сплошь прекрасные девушки, например, в медицинском вузе. Тут, как в известной песенке про капитана, который объездил много стран: «Раз пятнадцать он краснел, заикался и бледнел …»

Неуверенность: зри в корень!

Каковы же корни подсознательной неуверенности и растерянности боксера на ринге?

Это, прежде всего, как уже отмечалось, страх перед противником. Он может быть обусловлен, как знанием его сильных сторон, так и ложной информацией о его успехах.

Это и страх проиграть бой нокаутом или ввиду явного преимущества противника, боязнь не выдержать высокого темпа боя.

Страх получения травмы.

Страх перед необъективным, предвзятым судейством.

В общем, начинающий боксер полон противоречивых мыслей и чувств. Под их влиянием он становится как слишком возбужденным, эмоциональным запальчивым на ринге (что, безусловно, может негативно сказаться на поединке), так и вялым и апатичным.

Будьте уверенны

Вопрос уверенного поведения на ринге — одна из педагогических задач, которую должен ставить перед собой хороший тренер. Но, разумеется, и боксер должен со своей стороны делать шаги навстречу.

Великий полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Каждый солдат должен знать свой маневр». То есть мыслить и действовать нешаблонно, проявлять инициативу. Это важнейший постулат знаменитой суворовской «науки побеждать».

Инициативность — главное качество и боксера, как, в общем-то, тоже воина на ринге.

Очень важно не теряться, но попытаться, действуя нестандартно навязать противнику свою тактику, подчинить ход боя своим замысла. А для этого важно уметь по-особому мыслить, концентрироваться. Конечно, все это зависит от индивидуальных особенностей мышления и психологии.

Инициативность. Это качество волевых людей. Оно присуще и лучшим мастерам бокса.

В чем выражается уверенность и инициативность боксера на ринге?

Это свободное непринужденное поведение, точность действий, совпадающих с тактическими замыслами.

Роль тренера

Тренеру следует, привив подлинный интерес к боксу, сделать акцент на самовоспитании у боксера волевых качеств.

Убедить спортсмена в том, что для успеха на ринге нужно уметь не только концентрироваться, но и управлять своим психологическим состоянием.

Все это должно стать ключевым элементом подготовки боксера. Именно воспитание психологических, волевых качеств.

Есть тренеры, подавляющие инициативу боксера своим авторитетом. Они довлеют, их мнение непреложно и свято.

Но такие «наставники» совершенно забывают, что боксер на ринге, подобно артисту, играющему главную роль. Это центральная фигура.

И оттого насколько он будет самостоятелен, насколько будет готов к импровизациям, зависит успех «спектакля».

Это и результат скрупулезной работы боксера над самим собой. Подобно артисту он должен раскрывать в себе навыки импровизации. Это постоянные наработки боевого опыта.

Способность к быстрому принятию решений в изменяющихся молниеносно условиях жесткого противостояния — важнейший фактор победы.

Боксер должен постигнуть «науку побеждать», то есть должен уметь чутко воспринимать и критически оценивать различные положения в бою, взвешенно и в тоже время быстро принимать решения, и, когда необходимо, смело идти на риск.

Методика развития описанных выше качеств у боксера предусматривает постепенное повышение планки трудностей, которые должен преодолевать спортсмен во время тренировок и выступлений.


Учим побеждать в Школе бокса Александра Морозова.

Телефон: +7 (812) 930 23 98

Адрес: г. Санкт-Петербург, м. «Бухарестская», ул. Салова, д. 52 / ул. Софийская, д. 4, корп. 3