Бокс для молодого растущего организма

Бокс для молодого растущего организма

Спорт, здоровый образ жизни, вообще, оказывают благотворное влияние на физические кондиции организма мальчика, подростка, юноши. Но вот по поводу бокса у многих эта вроде бы аксиома вызывает изрядный скепсис. Существует мнение о том, что данный вид спорта наоборот способен принести вред. Попробуем внести ясность.

Прежде всего, отметим тот факт, что основная масса боксеров, достигших успехов в этом виде спорта, начинали занятия с юных лет. Вопрос о том, с какого возраста отдавать ребенка в секцию, школу бокса является дискуссионным. Но, безусловно, занятия боксом дисциплинируют и способствуют укреплению организма.

Детство, отрочество, юность…

В этом возрасте особенно с четырнадцати до восемнадцати лет организм стремительно перестраивается. Однако к пятнадцати годам процесс окостенения позвоночного столба, грудной клетки таза и конечности еще далек от завершения.

В возрасте семнадцати-восемнадцати лет активно растет мышечная ткань.

В этот период большое значение приобретает гармоничное без перекосов в ту или иную сторону развитие мышц. Неравномерное развитие, бессистемная работа в этом направлении может сказываться в дальнейшем весьма негативно. Бокс для молодого человека это, прежде всего, физическая культура. Собственно спорт можно даже отнести на второй план.

Помимо физического аспекта важен и психологический. Возрастной диапазон от двенадцати до восемнадцати лет — именно тот этап, когда формируется характер. И его можно холить и лелеять и на выходе мы получим нечто аморфное, а можно выковывать и тогда мы получим, если не стальной клинок, то по крайней сильного духом и, разумеется, телом мужчину.

Здесь, конечно же, особую роль играет личность тренера-наставника. Об этом сказано многое. Но многое зависит и собственно от самого подростка, юноши — будущего мужчины.

Каков изначально тот материал, тот комок глины, из которого предстоит вылепить и закалить в горниле печи спортсмена, но, прежде всего, человека.

Юности, как известно, свойственны максимализм, а еще отрицание устоявшихся мнений и авторитетов. Присущ также и романтизм. Для этого возраста характерно и стремление занять свое место в коллективе сверстников, присуще и то, что некоторые называют «стадным чувством». А именно стремление занять свое место в коллективе, компании сверстников, жить общими интересами, проводить вместе время. Но ведь это составляет основу жизни и взрослых — совместная производственная деятельность, овладение новыми знаниями и навыками. Да и вообще, как сказал один из классиков, «жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Важно только, чтобы подростковое сообщество не оказалось во власти ложных авторитетов и идеалов. Увы, многие и многие именно по этой причине покатились по наклонной.

Задать правильный вектор

Итак, важно задать правильный вектор. В секции бокса для подростка с одной стороны в роли авторитета выступает тренер, с другой — в роли компании сверстников — спортивная команда.

Именно благодаря этим факторам приобретается опыт поведения в социуме — подросток видит перед собой пример для подражания

Это и умение сдерживать контролировать свои эмоции, ведь в этой возрастной категории эти проявления далеки от зрелости.

Психологические качества еще только формируются, и у разных индивидуумов этот процесс происходит по-разному. Кто-то по своему складу флегматик. Кто-то холерик. Кто-то меланхолик. Это оказывает непосредственное влияние и на становление в боксе. Некоторые юные боксеры подвижны, инициативны и им бокс дается вроде бы легко. Другие пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься в процессе боя. Кто-то тщеславен, а кто-то чужд этого. Кто-то умеет себя контролировать в случае неудач, а кто-то нет…

Задача тренера как бы нивелировать эти особенности, не подавляя при этом яркой индивидуальности юного спортсмена, не задавливая ее излишне своим авторитетом.

Дать простор фантазии

Подростковый юношеский возраст отличают повышенное восприятие, развитое воображение и фантазия. Подростки хорошо представляют свой будущий бой. Тренер должен использовать эти качества с максимальной эффективностью. Условные и вольные бои, которые характерны для арсенала любой секции бокса необходимо дополнить просмотром видео и кинофильмов с участием классиков бокса, совместными тренировками с боксерами, достигшими определенных высот в боксе, мастер-классами от них, посещениями, соревнований, открытых рингов, показательных выступлений.

Фантазия, творческий подход к делу это также и те качества, которые помогут ученику быстрее выработать свой собственный индивидуальный стиль. Свой неповторимый почерк.

Мастерство тренера заключается еще и в том, чтобы как можно ранее выявить способности юного боксера к творчеству, импровизации и по возможности выделить его из общей массы, давать более сложный материал в техническом и тактическом плане. Но, само собой, не может быть и речи о так называемых «любимчиках».

Развить внимательность

Важнейшее качество боксеров — внимательность. Умение концентрировать внимание на самых, как может показаться, мелких незначительных деталях. Но ведь это не только необходимо, но и очень важно в жизни вообще. И особенно в работе, учебе. Но ведь с этим зачастую у подростков проблемы. Занятия боксом, пожалуй, лучший способ эту проблему решить. Тренер требует от юных спортсменов дисциплины при выполнении заданий, а сам в свою очередь для концентрации внимания своих учеников должен проводить занятия интересно, насыщенно, с изюминкой, обладать даром убеждения. Подмечать вовремя ошибки и делать так, чтобы подросток при этом не комплексовал.

Бокс способствует и развитию мышечной памяти, а это качество также остро необходимо в повседневной жизни, например, при вождении автомобиля.

Задача тренера — моделировать в ходе занятий ситуации, которые способны подтолкнуть воспитанника к размышлению над способом их решения. Это подчеркивает значение бокса как интеллектуального вида спорта и служит не только физическому, но интеллектуальному развитию, помноженному на мышечное «мышление».

Больше чем тренер

Опытный тренер использует в своем арсенале такие методы как анализ соревновательной деятельности, оценка развития физических, технико-технических и волевых качеств. В качестве критерия выступают боевая, соревновательная практика, но также нельзя сбрасывать со счетов контрольные зачеты по отдельным видам упражнений. Это может быть и количество подскоков на скакалке, то же самое касательно ударов по мешку, бега на различные дистанции, упражнений со снарядами и пр. Фиксация результатов с последующим их анализом в динамике поможет тренеру проследить становление и спортивный рост своих учеников. Тренер должен побудить и самих учеников вести дневник тренировок.

Это, во-первых, дисциплинирует (скорее даже самодисциплинирует); во-вторых, приучает к системной даже можно сказать аналитической работе. А это важное подспорье в любом виде интеллектуальной деятельности — будь то учеба или работа.

В целом тренер ведет большую воспитательную работу и для некоторых ребят может стать вторым «отцом».

Он держит связь с родителями, иногда школой, служит нравственным и профессиональным ориентиром для подростков и юношей, живым примером настоящего спортсмена. Здесь можно отметить, что ребята в этом возрасте остро чувствуют фальш и неискренность, работу спустя рукава.

Именно на тренера возложена трудная и благородная задача — посредством такого мужественного спорта как бокс воспитать гармонично развитую личность.